ГК «КОРУС Консалтинг» внедрила в Delko систему бюджетирования и формирования управленческой отчетности на базе российской ЕРМ платформы Optimacros, а также интегрировала ее с ERP на базе «1С». Новое решение полностью автоматизирует процессы бюджетирования и соответствует потребностям растущего бизнеса.
Масштабирование бизнеса потребовало нового подхода к организации финансовых процессов
Ранее бюджетирование проводилось в программе MS Excel. Процесс поддерживался силами большой команды, а количество файлов достигало 1000 единиц. Данные собирались по разным ЦФО и направлениям, каждое из которых имеет свою специфику в области планирования, бюджетирования и сбора отчетности. Для оптимизации этого процесса требовалась полноценная EPM-система. В качестве инструмента Delko выбрали российский программный продукт Optimacros, внедрением которого занялась команда департамента ЕРМ «КОРУС Консалтинг».
Ранее реализация подобного функционала была возможна лишь на базе зарубежных решений. Теперь мы видим, что комплексная автоматизация с применением нормативно-драйверной модели возможна и на отечественной платформе.
Проект был реализован в сжатые сроки: разработка системы заняла 6 месяцев с учетом тестирования и ОПЭ. За это время была реализована финансовая модель бюджетирования, план на квартал и год, а также стратегический план на 5 лет. Первые результаты компания получила уже через 3 месяца, когда начался сбор фактической отчетности в системе.
Учет особенностей каждого бизнес-направления
Помимо автоматизации моделей, обусловленных задачами транспортного бизнеса, необходимо было также учесть особенности каждого из направлений, выручка которых планируется по отдельным драйверам. Например, выручка от транспортных услуг планируется от количества сцепок и пробега, услуг сервиса и технического обслуживания - по видам ремонта от ставок на ремонты и количества техники, в направлении страхования - от размера агентского вознаграждения, количества полисов и страховой премии.
Всего было автоматизировано более 10 различных направлений, каждое из которых использует свои индивидуальные отчеты, модели планирования и прогнозирования: лизинговые платежи в зависимости от типа техники, прогнозирование закупки запчастей, подробное планирование потребности в ремонте исходя из статистики и нормативов, производственное планирование и многое другое.
С учетом особенностей структуры Delko была предложена двухуровневая модель консолидации, которая позволяет поддерживать большое количество внутригрупповых оборотов и множество корректировок со своими алгоритмами. Каждый бизнес может применять свои индивидуальные методики сбора отчетности, учитывая специфику направления. При этом руководство компании получило единую систему сквозной отчетности по всему холдингу, в которой возможно с верхнего уровня по цепочке дойти до любого уровня детализации, а также анализировать данные разрезах до и после элиминации, отдельно внутригрупповые обороты.
Модели планирования и сбора данных холдинга и бизнес-направлений не требовали значительных корректировок, однако в процессе реализации были выявлены неточности. Таким образом удалось заложить в системе возможность формирования корректных данных.
Интеграция с 1С:УПП
На этапе интеграции Optimacros с «1С:УПП» к проекту подключилась команда 1С «КОРУС Консалтинг». Интеграция включает около 100 потоков. Из «1С:УПП» в Optimacros поступает детальная информация по всем видам учета компании: автоматическая загрузка центров затрат, статьи доходов и расходов, загрузка справочника организации и др.
Так как помимо 1С данные в систему поступают также из Excel файлов, был реализован унифицированный подход к сбору и передачи данных с использованием промежуточной FTP папки. Данное решение было внедрено в связи с многообразием отчетности, степенью ее готовности и удобства настройки со стороны заказчика. В результате был разработан универсальный и гибкий механизм, который поддерживает различные варианты источников данных, что позволяет Delko самостоятельно редактировать и дополнять новые потоки данных.
Результаты и возможности
В рамках проекта специалисты департамента ЕРМ сформировали в новой системе управленческую отчетность на базе загруженных фактических данных, плановый бюджет по всем бизнес-направлениям на год и на пять лет, а также годовой прогноз корректировки бюджета. Также была разработана система согласования бюджетов по центрам финансовой ответственности, что помогло увеличить полноту и уровень детализации план-факт отчетности.
Новая система позволит значительно ускорить процесс бюджетирования, подготовку управленческой отчетности по всему холдингу и по отдельным бизнес-направлениям, оптимизировать штат, направив ресурсы на более важные задачи.
Благодаря автоматизации модели бюджетирования бизнес стал более управляемым. Компания получила возможность быстро анализировать нормативы и драйверы, управлять итоговыми целями и показателями деятельности компании. Система стала единым источником прозрачных и достоверных данных, где можно посмотреть информацию по всем направлениям и оценить их эффективность, найти точки роста для каждого из них.